Художественные промыслы женских монастырей Уральского региона в XІX веке
Abstract
Актуальность темы связана с процессом возрождения церковного щитья и возвращением
литургических тканей богослужебного употребления в храмовое пространство. Автор ставит
своей задачей изучение художественных промыслов женских монастырей и актуализацию
темы церковного искусства в российской культуре. Цель исследования рассмотреть церковное
шитье в контексте развития религиозной художественной культуры конца XIХ века. Изучить
влияние художественных промыслов на церковное шитье монастырей. Методика исследования
определялась задачей изучения церковного монастырского искусства на рубеже XIХ — на-
чале XX веков. Исследование базировалось на комплексном подходе, включающем историко-
описательный метод, предполагающий использование исторической, искусствоведческой и
богословской литературы. В исследовании рассматриваются формально-стилистические и
декоративно-художественные особенности произведений литургического шитья в XIХ веке.
Предметы культа рассмотренны как произведения декоративно-прикладного искусства, уча-
ствующие в литургии. Художественно-стилистический метод анализа произведений позволил
выявить влияние народной вышивки на орнаментику церковного шитья. Сочетание искусство-
ведческого и исторического подходов предоставило возможность наиболее точно определить
временные рамки и художественные особенности рассматриваемых произведений в контексте
искусства конца XIX века. Выявлена связь эволюции провинциальной церковной живописи
конца XIX века с развитием литургического шитья рассматриваемого периода.
Результатом исследования является введение в научный оборот малоизвестных памятников
церковного шитья.