Певчие главных хоров российского государства XVi—XVii вв. как служилые люди государева и патриаршего дворов

Authors

  • Николай Павлович Парфентьев Author

Abstract

В Москве XVI—XVII вв. существовало два мощных, тесно связанных между собой центра
профессионально-музыкального искусства, объединявших лучшие творческие силы страны, —
хор при Государевом дворе и хор при дворе Митрополита (с 1589 г. — Патриарха) Москов-
ского и всея Руси. Эти центры аккумулировали традиции «московского пения», сами являясь
активными творцами этих традиций. По мнению автора, вся совокупность рассмотренных
данных (деятельность, принципы комплектования, виды жалования и система окладов, право-
вое положение), свидетельствуют, что государевы и патриаршие певчие входили в категорию
придворных служилых людей. Выбывая из хоров, они часто поступали (переводились) на такие
должности или чины в государственном аппарате, как думные и приказные дьяки, подьячие,
дети боярские и т. д. Полученные данные позволяют уточнить социальный статус мастеров,
которых нередко исследователи относят к категории духовенства.

Author Biography

  • Николай Павлович Парфентьев

    заведующий кафедрой теологии, культуры и искусства, док-
    тор исторических наук, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки Российской
    Федерации, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Российская Федерация).

Published

2020-01-25

Issue

Section

Art History