Феномен конструирования русской национально- культурной идентичности в музыкальном искусстве (на примере музыки С. С. Прокофьева к фильму С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный»)
Аннотация
Автор статьи рассматривает феномен конструирования русской национально-культурной
идентичности в музыкальном искусстве на примере музыки С. С. Прокофьева к фильму
С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный» в работе над художественным образом Ивана Грозного.
Под этим феноменом в художественном воплощении композитором образа Ивана Грозного и
его времени понимаются особенности авторского музыкального материала в соотнесении с
архетипическими основаниями русской музыкальной ментальности (знаменность, фолькло-
ризм) при их корреляции с принципами русской музыкальной школы, с общеевропейскими
традициями, с индивидуальным авторским стилем. Важнейшими задачами определяются вы-
явление в художественном произведении семантико-ассоциативных связей с ведущими нацио-
нальными идеями эпохи Грозного, а также анализ приемов воплощения этих идей в раскрытии
образа царя и его времени. В статье обозначаются перспективы дальнейших исследований
художественных текстов музыкальных произведений, выявляющих специфический комплекс
средств выразительности, композиторский инструментарий, позволяющий воплотить русскую
национально-культурную идентичность в музыке.