Цифровое неравенство школьников в условиях дистанционного обучения кейс Пермского края

Authors

  • Светлана Николаевна Костина Author
  • Ольга Николаевна Новикова Author

Abstract

Экстренный переход на дистанционные технологии обучения в системе общего образования в период пандемии КОВИД-19 еще раз наглядно продемонстрировал важность преодоления цифрового неравенства у населения Российской Федерации.  В соответствии с этим, целью данной статьи выступает попытка анализа отдельных аспектов цифрового неравенства (цифровых разрывов) у школьников в условиях дистанционного обучения на примере Пермского края. В качестве основных материалов при подготовке статьи были использованы результаты ряда исследований, проведенных Центром цифровизации и развития образовательных систем ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» в первом полугодии 2020 г.: мониторинга о наличии средств для реализации дистанционного обучения в образовательных организациях Пермского края; выборочного опроса педагогов образовательных организаций Пермского края (N=315); социологического опроса родителей (законных представителей) обучающихся 1–11-х классов образовательных организаций Пермского края (N=22872). Результаты исследования показали, что еще не до конца преодолен первый цифровой разрыв у школьников - в доступе к цифровым технологиям. Цифровое неравенство связано с региональной и территориальной дифференциацией и проявляется в доступности компьютера и Интернета у обучающихся как дома, так и в школе.  Среди основных факторов, влияющих на уровень цифрового неравенства школьников, значительную роль играют особенности социальной среды. К ним можно отнести, прежде всего, социально-экономические характеристики семьи (место проживания, количество детей в семье, уровень образования родителей и др.), в том числе «включенность» родителей в образовательный процесс в онлайне. Также важнейшим фактором социальной среды, влияющим на преодоление цифрового неравенства школьников, выступают особенности самих образовательных организаций, в том числе уровень развития цифровых компетенций педагогов.   

Author Biographies

  • Светлана Николаевна Костина
    доцент кафедры теории, методологии и правовго обеспечения государственного и муниципального управления
  • Ольга Николаевна Новикова
    начальник Центра цифровизации и развития образовательных систем

Published

2021-08-09

Issue

Section

Political Science