Модернизационные процессы и миграция в России на примере Южного Урала (1891–1914 гг.)
Abstract
В статье проанализирована роль Транссиба в государственной миграционной политике России в конце XIX – начале XX вв., связанные с модернизацией экономики и общества. Сделаны выводы о том, в связи со строительством Великой Сибирской железнодорожной магистрали усилилось массовое переселение малоземельных крестьян из центральных районов России в Сибирь, многие, из которых оседали на Южном Урале, в основном в городах, и особенно в Челябинске – воротах в сибирский край. В челябинской прессе г. Челябинск описывался как «проходной двор» из Европы в Сибирь. Часть переселенцев оставалось жить в городе. Численность населения полосы, расположенной вдоль Транссиба увеличилась после того, как был проложен Великий Сибирский путь. Происходит рационализация, или, что то же самое, процесс модернизации социальных отношений – и в том состояло одно из принципиальных изменений природы русского общества, в том числе и на Южном Урале после строительства Сибирской железнодорожной магистрали. В течение изучаемого периода на Южном Урале происходит изменение социальной структуры населения в городах, находящихся на Великом Сибирском железнодорожном пути. Процессы трансформации сословных групп демонстрировали уменьшение доли дворянства, духовенства, купечества, при абсолютном и относительном увеличении крестьянства в городах. Деревенские стереотипы, приносимые крестьянами в города тормозили процессы социальной модернизации. В рассматриваемый период в России, и на Южном Урале, в частности, происходили противоречивые процессы, нарастание неравномерности в динамике различных сегментов общества. Модернизационные процессы, происходящие на Южном Урале проходили медленно, стабильно, но не успели завершиться к 1914 г.