Абсолютистская идея и репрезента- ция образа Петра Великого в творчестве мастеров Французской слободы Санкт-Петербург
Аннотация
В статье анализируются произведения скульпторов, резчиков и живописцев Французской
слободы Санкт-Петербурга в качестве источника формирования абсолютистского мифа и
средства трансляции абсолютистской идеи в искусстве России. На основании сохранив-
шихся памятников петровской эпохи (таких, как конный монумент Петра I Б. К. Растрелли,
резные панно Дубового кабинета Большого Петергофского дворца Н. Пино, живописные
композиции Л. Каравака и Ф. Бегагля) выявляются особенности репрезентации образа Петра
Великого. Автор обращается к проектам неосуществленных произведений монументального
и монументально-декоративного искусства, раскрывая особенности трансфера французских
арт-идей в ходе «европеизации» русской художественной культуры. Сделан вывод о том, что
именно мастера Французской слободы воплотили абсолютистскую идеологию Петра I в пла-
стических искусствах, хотя и не обеспечили необходимую политическую корреспонденцию
между императором и его подданными.