СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы

  • Екатерина Васильевна Пустынникова Автор

Аннотация

Статья посвящена исследованию интеграционных процессов в системе высшего образования. В
современной хозяйственной практике интеграция широко распространена в организациях разных форм собственности и отраслевой специфики и является одним из эффективных подходов управления. В настоящее время интеграционные процессы в системе высшего образования являются достаточно приоритетными и признаны одной из наиболее эффективных форм преобразований.
В качестве методической базой исследования были применены гипотетико-дедуктивный, статистический, исторический, логический и другие методы. В данной статье изложены основные аспекты интеграционных процессов в системе высшего образования, представлена терминология и классификация интеграции, дано описание причинно-следственных связей интеграционных процессов. Показано, что интеграция, в соответствии с гибкими и сбалансированными принципами, адаптирует трехуровневую систему высшего образования к тенденциям политических, экономических и социальных преобразований.
В ходе аналитического обзора деятельности ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» установлено, что для полноценного участия университета в Болонском процессе и создания благоприятных условий для его функционирования, в УлГУ реализуется ряд мероприятий: во-первых, внедрена внутривузовская система контроля качества образования с привлечением внешней оценки деятельности вуза; во-вторых, УлГУ интегрирован в общероссийское информационно-образовательное пространство; в-третьих, созданы научно-образовательные центры (НОЦ) в формате взаимодействия с научными центрами, институтами РАН и РАО. Результат аналитического исследования деятельности УлГУ выявил тенденцию снижения контингента студентов.
Авторская гипотеза исходит из того, что для устойчивого развития и усиления конкурентных пре-
имуществ на рынке образовательных услуг высшим учебным заведениям необходимо сделать приоритетным развитие вертикальной интеграции «вперед», направленной на устойчивое взаимодействие с рынком труда и «назад», для взаимодействия с организациями среднего и средне профессионального образования. По мнению автора, интеграционные процессы в системе высшего образования благоприятно отразятся как на развитии образовательной, так и социальноэкономической систем.

Биография автора

  • Екатерина Васильевна Пустынникова

    доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и организации производства

Опубликован

2018-03-20

Выпуск

Раздел

Управление социально-экономическими системами