УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация
Вопросы привлечения внешних реальных инвестиций были и остаются актуальными для любого
предприятия с учетом оценки потенциальных объектов инвестиций с позиций риска и доходности вло-
жений. Величина инвестиций в развитие промышленного сектора является также и одним из опреде-
ляющих факторов развития не только собственно предприятий, но и развития регионов и экономики
страны в целом, поскольку многие промышленные предприятия являются градообразующими. Условия
ограниченности финансовых ресурсов и действия санкционных мер для экономики России определяют
необходимость наличия достаточного уровня инвестиционной привлекательности предприятия, чтобы
обеспечить на рынке инвестиционных ресурсов конкурентоспособную позицию для привлечения ре-
альных инвестиций. Для этого требуется аналитически определяемая оценка текущего уровня инвести-
ционной привлекательности предприятий при минимизации рисков принятия ошибочного решения. В
статье сформулированы требования, которым должна отвечать экономико-математическая модель, от-
ражающая процесс управления формированием такой оценки по интегральному индикатору на основе
групповых показателей инвестиционного потенциала предприятия и факторов его инвестиционных
рисков с учетом весовых показателей, формируемых по требованиям конкретного инвестора. На втором
и третьем уровнях модели последовательно учитываются отдельные составляющие инвестиционного
потенциала и факторов рисков и частные показатели деятельности промышленного предприятия с ана-
логичным учетом весовых показателей на основе правила Фишберна. При расчете интегрального инди-
катора обеспечивается учет направленности действия показателей, ограничения их приемлемых значе-
ний, наличия уровня допустимых отклонений для группы показателей и приведение к сопоставимому
представлению.
Разработанная модель позволяет оценить инвестиционную привлекательность предприятия в
сравнении с другими предприятиями отрасли и выявить факторы, негативно влияющие на итоговый по-
казатель, для выработки дальнейших управленческих решений. Приведены результаты практической
апробации предложенной модели для группы предприятий радиоэлектронной промышленности и раз-
работаны обоснованные рекомендации для формирования привлекательной инвестиционной позиции
конкретного предприятия.