МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАТОРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ УРОВНЯ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
Целью данной работы является разработка и апробация подхода к оценке уровня управленческих
компетенций современных организаторов здравоохранения как показателя уровня клиентоориентиро-
ванности медицинской организации (на примере опыта главных врачей амбулаторно-поликлинического
звена в г. Москве). Дизайн проведенного исследования включает два равнозначных этапа. На первом
этапе использованы количественные методы анализа, проведено социологическое исследование (опрос)
с участием 31 главного врача на основе разработанной анкеты. В ходе второго этапа применялись каче-
ственные методы исследования – глубинные интервью (с 14 главными врачами) с использованием пси-
холого-проективных тестов для оценки уровня управленческих компетенций. Результатом работы стало
составление личностно-профессионального портрета управленческих кадров здравоохранения, иссле-
дование показало, что современные организаторы здравоохранения являются, скорее, качественными и
ответственными исполнителями, нежели стратегическими управленцами. Несмотря на хорошую клини-
ческую подготовку, они испытывают нехватку знаний по менеджменту, финансам и маркетингу. Такие
пробелы препятствуют проведению работы по повышению клиентоориентированности медицинской
организации и привлечению новых пациентов в рамках системы обязательного медицинского страхова-
ния. Это происходит из-за отсутствия целевой подготовки управленцев для здравоохранения в системе
высшего медицинского образования. По результатам сформулированы предложения по преодолению
барьеров в формировании нового типа руководителя медицинской организации, которые могут быть
использованы образовательными организациями последипломного медицинского образования.