УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫМИ ИЗДЕРЖКАМИ ОППОРТУНИЗМА НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ ПРИ ПОКУПКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ
Аннотация
В статье рассмотрен оппортунизм поставщика промышленного предприятия, возникающий в про-
цессе закупок товаров, как фактор сбоя поставки. Описаны различные проявления оппортунистического
поведения и указаны инструменты, используемые для управления издержками оппортунизма как со-
ставляющими трансакционных издержек промышленного предприятия: диверсификация поставщиков,
стимулирование поставщика к проведению мероприятий для снижения вероятности сбоев, введение
штрафных санкций. Построена модель принятия решений промышленным предприятием для управле-
ния трансакционными издержками оппортунизма. Модель основана на квалификационном отборе по-
ставщиков для формирования заказа по критерию «цена товара – репутация продавца». В модели при-
ведены ограничения на размер затрат на поиск информации о товаре, на проведение переговоров с по-
ставщиком и на размер затрат на комплекс мероприятий, направленных на снижение вероятности оп-
портунистического поведения. Представлена целевая функция для максимизации ожидаемого дохода.
Данные затраты описаны с указанием времени их использования в процессе взаимоотношения с по-
ставщиком. Приведены мероприятия, направленные на снижение оппортунистического поведения
контрагента. Предложены рекомендации по управлению издержками оппортунистического поведения
поставщика, в том числе создание вектора поставщиков по вероятности возникновения оппортунизма