ЛОГИСТИКА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Аннотация
В работе доказана необходимость рассмотрения логистики торговли и общественного питания со-
вместно. По мнению авторов статьи, логистика торгового обслуживания способна объединить два само-
стоятельных научных направления – логистику розничной торговли и логистику общественного питания,
так как предприятие розничной торговли и предприятие питания, занимая срединное положение в цепи
поставок между поставщиком сырья, товаров и конечным потребителем товаров и продукции, а также
являясь непосредственным поставщиком торговых услуг и услуг общественного питания, вынуждено, с
одной стороны, знать и предвидеть изменяющиеся потребности потребителей, и, с другой стороны, вы-
строить цепь поставок таким образом, чтобы минимизировать общие издержки; успешно конкурировать
с другими предприятиями; эффективно функционировать с экономической точки зрения. Развитие науч-
ного представления об экономической категории «логистика торгового обслуживания» диктует необхо-
димость формирования логистических систем торгового обслуживания, в основу которых должны быть
положены две главенствующие составляющие – это территориальная составляющая и интегральная. Не-
обходимость включения территориальной составляющей объясняется тем, что розничная торговля и об-
щественное питание, работая на конкретного потребителя, тяготеет к местам непосредственного нахож-
дения своего клиента. Вторая составляющая – интегральный логистический инструмент, предусматрива-
ет существенное изменение целевой функции и критериев оптимальности логистических мероприятий,
благодаря чему возможно максимальное достижение конкурентных преимуществ для обеспечения реа-
лизации стратегий развития торговой отрасли в целом, включая сферу общественного питания. В статье
раскрывается авторская интерпретация пространственно-территориальной концепции логистики в 5D-
формате на основе трансфера научных разработок в области эволюционного развития моделей и методов
территориального размещения объектов рыночного хозяйства в логистику торгового обслуживания, под
которой понимается синергетическое объединение логистики розничной торговли и логистики общест-
венного питания. Разработанная авторами концепция дает возможность комплексного методического
обеспечения логистики при решении вопросов пространственного размещения хозяйствующих субъек-
тов с учетом уровней логистической территории и происходящих в настоящее время интеграционных
процессов в сфере торговли и общественном питании.