ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, ОСНОВАННЫЙ НА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы развития розничной торговли и общественного питания. Доказано,
что торговля и общественное питание представляет собой сферу торгового обслуживания населения,
для которой необходимо использование единых логистических принципов. В работе приводятся ре-
зультаты исследований темпов роста розничной торговли на примере изменения индекса предпринима-
тельской уверенности в этой сфере. В статье также проведен достаточно подробный анализ основных
показателей развития розничной торговли и общественного питания в России в период с 2010 по 2014
гг. Уделено внимание и вопросам развития торговых сетей. В целом комплексный подход к вопросам
развития сферы торгового обслуживания позволил авторам статьи предложить использование модели и
алгоритма выбора вариантов размещения объектов торгового обслуживания, что в свою очередь позво-
ляет осуществить выбор стратегии развития сферы торгового обслуживания. В работе приведены дока-
зательства тому, что методика выбора стратегии зависит от уровня интеграции предприятий сферы об-
служивания и ступенчатых принципов их территориально-пространственного размещения. Авторами
статьи представлены на обсуждение три стратегии. Стратегия пассивного (стабильного) развития, обес-
печивающая дальнейшее развитие малого бизнеса в сфере торгового обслуживания. Стратегия активно-
го развития на основе оптимизации основных логистических процессов, предполагающая широкое гео-
графическое присутствие на мезоуровне, ценовое лидерство и обеспечение равномерного социально-
экономического развития территории городов с полной оптимизацией потоков и с элементами реализа-
ции задач реверсивной логистики. А также стратегия опережающего развития с инвариантным подхо-
дом формирования «потребительской тропы».