ЛОГИСТИКА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА – СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
Аннотация
В предыдущем номере научного журнал «Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент»
были представлены результаты исследования возможности трансфера и развития существующих моде-
лей и методов пространственных теорий размещения объектов рыночного хозяйства в логистику торго-
вого обслуживания. В этой статье мы продолжаем обзор современных подходов к вопросу об использо-
вании данных моделей и методов применительно к логистике. В продолжение к изучению влияния про-
странственной конкуренции на размещение торговых объектов представлены результаты исследования
о возможности использования оценки влияния рентного потенциала – разности между минимальными
затратами на развитие соответствующего вида предпринимательской деятельности – в определенном
географическом месте. В процессе изучения всех возможных методов и моделей пространственных
теорий размещения объектов рыночного хозяйства доказана перспективность использования методики
выделения на территории городов зон различной коммерческой активности торговых предприятий. В
частности, методика была апробирована на предприятиях розничной торговли и предприятиях общест-
венного питания. Авторами статьи наряду с представлением ряда современных подходов к зонирова-
нию торгового пространства приводятся также методики, используемые в советский период(в 1950–
1990 гг.) развития экономики, по поиску оптимальных мест размещения торговой сети и сети предпри-
ятий общественного питания. Доказано, что концепции и нормативы советского периода представляют
определенный интерес лишь в теоретическом плане, и не могут быть реализованы в чистом виде, осо-
бенно в крупнейших городах. Следовательно, требуется их уточнение и доработка, а также внесение
нового экономического смысла в нормативные показатели, используемые в настоящее время при проек-
тировании сети предприятий розничной торговли и общественного питания, что оказывает существен-
ное влияние на построение цепей поставок и развитие логистики торгового обслуживания.