ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ ЗНАНИЙ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация
Промышленные предприятия создаются с целью производства необходимой обществу продукции для удовлетворения личных и общественных нужд. Совершенствование техники, технологии, организации производства, рыночной инфраструктуры, углубление и расширение информационных систем, возрастание стоимости активов и предприятия и т. п. новшеств, происходило за счет использования открытий, изобретений и других форм творчества, иными словами, за счет использования накопленных и вновь создаваемых знаний. В статье прослеживаются изменения подходов к управлению, оценке и использованию знаний в целях повышения эффективности производства, происходящие на протяжении последних десятилетий. Авторами представлен процесс накопления знаний в виде четырех уровней, соответствующих особенностям приобретения знаний каждым человеком. Кроме теоретического, эта структуризация имеет практическое значение для развития общества в целом, поскольку показывает, что сосредоточение усилий по управлению знаниями на уровне предприятий не может привести к значимым результатам, если
на предыдущих этапах не сформирован достаточный фундамент для наращивания потенциала знаний.
Авторы прослеживают эволюцию и роль такого понятия, как человеческий капитал, исследуют причины неоднозначного восприятия этого понятия современными экономистами и обществоведами. По мнению авторов, понятие человеческого капитала отражает лишь видимую часть процесса познания, связанную с денежными потоками (как прямыми, так и альтернативными),
направленными на образование, поэтому заключает в себе противоречия и ограничения, снижающие его практическую значимость. В статье оцениваются также современные тенденции исследования процессов управления знаниями с позиций стоимостного подхода, которые приводят
к появлению искусственных в большой степени оценок уровня человеческого капитала и потенциала, также имеющих мало практической пользы. Сделан вывод о необходимости более системных измерений этого понятия, учитывающих социальные и личностные аспекты развития
человека