ПРОТИВОРЕЧИЯ В ТРАКТОВКАХ ПОНЯТИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИЗДЕЛИЙ. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИЗДЕЛИЯ КАК БИЗНЕС-МОДЕЛЬ
Аннотация
В настоящий момент в мировой экономике активное развитие получает новая бизнес-модель высокотехнологичных предприятий – бизнес-модель жизненного цикла изделий. При этом с момента появления самого термина «жизненный цикл изделий» в 1965 году в экономике и научной среде сформировалось несколько различных концепций жизненного цикла и трактовок данного понятия, большинство из которых не имеют отношения к бизнес-моделированию и, соответственно, не могут быть использованы в коммерческой деятельности предприятия.
Концепция жизненного цикла изделий как бизнес-модель предполагает, что заказчик приобретает не само изделие, а его гарантированное функционирование с заданными техническими характеристиками в течение определенного срока. Таким образом, деятельность компании сосредоточена не только на создании и продаже самого изделия, но также и на спектре работ, направленных на успешное использование изделия в бизнесе заказчика, в частности на сервисном обслуживании, модернизации, замене более новым устройством по истечении срока эксплуатации и т. д.
В статье рассматривается генезис понятия «жизненный цикл изделий», также проводится ретроспективный анализ трансформации концепции. На основании анализа авторами выделяется понятие, которое является наиболее релевантным к современным рыночным условиям, когда промышленные корпорации вынуждены трансформировать свою бизнес-модель, чтобы сохранить устойчивый рост и конкурентоспособность.