КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПРОЕКТОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Аннотация
В статье обосновывается необходимость учёта фактора неопределенности при оценке крупномасштабных железнодорожных проектов. Предлагается алгоритм оценки учёта фактора неопределённости, принципиально отличающийся от метода анализа иерархий Т. Саати, указываются недостатки этого метода, предлагается авторская методика. Показано, что эффекты, гененрируемые крупномасштабными проектами, влияют на сам сценарий развития экономики, вмещающей проект. В этой связи показано, что необходимо оценивать соотношения «проект-сценарий». Приведены экспериментальные расчёты на примере трёх проектируемых магистралей: Ленско- Камчатской Трансполярной и магистрали, связывающей материк с о. Сахалин, в трёх разных сценариях развития внешней среды проектов. Оценку крупномасштабных железнодорожных проектов авторы предлагают осуществлять на макро -, мезо- и микроуровнях. Такой подход позволяет постепенно снижать уровень неопределенности, когда информация, полученная на предыдущем уровне оценки, является исходной для нижестоящего уровня. Каждый из уровней оценки сопровождается соответствующим программным обеспечением. В статье даётся краткое описание функциональности и необходимости использования соответствующих программных продуктов по мере продвижения этапов крупномасштабных проектов от замысла до воплощения.