ОБЗОР СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Аннотация
В статье представлен краткий обзор системы образования России в разрезе происходящих изменений, вызванных широким распространением интеллектуальных технологий. Основная идея заключается в анализе современного состояния российской системы образования и выявлении степени ее релевантности происходящим изменениям на рынке труда. Целью работы стало исследование возможных последствий проникновения искусственного интеллекта (ИИ) в образовательную деятельность и изучение реакции системы образования на внедрение ИИ. При этом авторы опирались на использование количественных и качественных методов, ретроспективного, структурно-функционального и системного подходов. В статье также рассматриваются возможности достижения гармонизации используемых информационных технологий как непосредственно в учебном процессе, так и при построении программ обучения. Делается вывод о необходимости разработки и апробации методов поддержки принятия решений в образовательном процессе на основе результатов анализа данных по внедрению интеллектуальных технологий. Также обращается внимание на то, что очередное изменение системы образования связано либо с приходом новых технологий, либо со сменой политических воззрений. При этом каждый последующий период значительно короче предыдущего. Сейчас, в эпоху «цифровизации», возможно радикальное изменение системы образования по модели создания единого цифрового образовательного портала. Авторы полагают, что этот период продлится не более 5–7 лет. Столь малая его продолжительность не только не позволит эффективно настроить новую систему, но и может привести к разрушению старой. В связи с чем, авторы подчеркивают, что «цифровизация» не должна быть направлена на кардинальные изменения сложившейся системы. Имеющаяся система образования уже обладает всеми необходимыми инструментами для внедрения разнообразных технологий в образовательный процесс. Это подтверждает хотя бы тот факт, что существующие интеллектуальные технологии в период пандемии 2020 года стали незаменимыми помощниками в обучении и подготовке кадров. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что действующая модель российской системы образования является вполне работоспособной, но требующей некоторой корректировки в связи ростом значимости интеллектуальных технологий.