Маркетинговый анализ предпосылок развития потребительского потенциала российского сегмента потребителей пожилого возраста
Abstract
В статье рассматривается проблема старения населения и ее потенциальное воздействие на развитие рынка товаров и услуг для потребителей пожилого возраста. Автором статьи обозначена проблема недооценки потребительского потенциала российского сегмента пожилых потребителей, а также обозначены факторы, ограничивающие его развитие. К ним относятся низкая платежеспособность и отсутствие многих потребностей, что, по мнению автора, является стереотипными представлениями, ограничивающими маркетинговую активность российского бизнеса в анализируемом сегменте. На основе анализа статистических данных в статье обосновано, что потребители пожилого возраста не являются самой малообеспеченной группой российского общества. В статье проведен анализ структуры доходов пожилых россиян. В результате анализа установлено, что основными источниками средств к существованию пожилых граждан РФ являются пенсия, трудовая деятельность и подсобное хозяйство. В статье обосновано, что, несмотря на общее снижение уровня дохода пожилых граждан, связанного с выходом на пенсию, платежеспособность может сохраняться на прежнем уровне за счет сбережений. Автором предлагается рационально-компенсирующая модель поведения потребителей пенсионного возраста, позволяющая обосновать изменение потребностей в условиях снижающегося дохода. Предложенная модель также может быть использована для описания покупательского поведения других возрастных групп потребителей в аналогичных условиях. В целом в статье обосновано, что за счет увеличения доли пожилого населения на фоне снижения количества граждан среднего возраста, изменений социальной роли пожилого населения, а также других факторов в ближайшем будущем следует ожидать роста потребительского потенциала российского сегмента потребителей пожилого возраста. Данная ситуация в свою очередь сформирует условия для развития рынков товаров и услуг для сегмента пожилых потребителей и обеспечит предпосылки для расширения верхних границ целевой аудитории маркетинга в различных сферах бизнеса.