МОДЕЛЬ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕНИКА ЗА НАСТАВНИКОМ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы

  • Ольга Сергеевна Перевалова Автор
  • Сергей Алексеевич Баркалов Автор
  • Наталия Юрьевна Калинина Автор
  • Дарья Николаевна Батракова Автор

Аннотация

В данной статье речь идет о процессе наставничества, который взаимосвязан с такими функциями управления персоналом, как адаптация, мотивация и обучение. И в последнее время многие работодатели из множества альтернатив делают выбор именно в его пользу. Цель исследования. В работе рассматриваются основные функции наставничества, его практическая польза и области применения, а основное внимание будет направлено на вопрос, связанный с формированием пар наставников и учеников с целью достижения наибольшего эффекта от их взаимодействия. Материалы и методы. В процессе достижения цели исследования на начальном этапе планировалось решить вопрос закрепления ученика за наставником путем формирования наиболее «эффективных» пар наставников и учеников. Эти задачи решались с помощью венгерского метода. Но все полученные решения свидетельствовали об оптимальности любого решения этой задачи. Из этого был сделан вывод об отсутствии значимости в совмещении наставников и учеников, исходя из комплексной оценки их компетенций, навыков и др. Следствием полученного результата и анализа различных литературных источников стал вывод о том, что наиболее эффективным критерием составления пар
«наставник – ученик» является совместимость (психологическая и социально-психологиче­ская), наличие которой благоприятно отразится на эффективности взаимодействия наставника и ученика. Следовательно, отделу по управлению человеческими ресурсами необходимо помимо оценки компетенций, навыков и других параметров эффективности наставников и учеников, проводить оценку их психотипов и/или применять различные методы по определению совместимости участников процесса наставничества. Результаты. Основным результатом работы является механизм закрепления ученика за наставником и опровержение того факта, что «эффективность» наставников и учеников, т. е. балльная оценка их компетенций, навыков и качеств, может являться определяющим фактором при формировании пар наставников и учеников. Заключение. Итак, при формировании пар наставников и учеников, т. е. при распределении учеников по наставникам, предлагается ориентироваться на их психологическую и социально-психологическую совместимость.

Биографии авторов

  • Ольга Сергеевна Перевалова
    канд. техн. наук, доцент кафедры управления
  • Сергей Алексеевич Баркалов
    д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой управления
  • Наталия Юрьевна Калинина
    канд. техн. наук, доцент кафедры управления
  • Дарья Николаевна Батракова
    магистрант факультета экономики, менеджмента и информационных технологий

Опубликован

2021-05-18

Выпуск

Раздел

Управление в социально-экономических системах